Автомобильный портал для водителей с опытом

Насколько влияет состояние дорог на аварийность

состояние дорогТа самая проблема, о которой говорили выступающие: отсутствие достоверной статистики, приводит к тому, что у ГИБДД одни цифры, у Росавтодора несколько иные, у страховщиков третьи, а если спросить водителей, которые колесят по нашим дорогам, то люди просто машут руками и говорят: Какие проценты? Половина, как минимум!
Но мы решили опираться на статистику страховых компаний, потому что их статистика, соответственно, опирается на деньги, а не на субъективные понятия, «ровная дорога или кривая». Страховщики говорят, что по вине дорожных служб, то есть исключительно из-за состояния дорожного покрытия, совершается около 20 процентов ДТП.
На одном из прошлых заседаний рабочей группы по безопасности дорожного движения мы рассматривали проблемы подготовки водителей. Там были озвучены цифры, что по вине неопытных водителей, то есть это категория до одного года стажа, происходит 1215 процентов аварий. То есть из этих цифр - 20 процентов и 12-15 процентов можно сделать однозначный вывод, что проблемы качества дорог не менее актуальны и куда более болезненные, чем проблемы подготовки водителей, потому что в ДТП с этими ямами и колдобинами может попасть не только молодой водитель, но и убелённый сединами ветеран.
Необходимо менять подходы к учёту ДТП, потому что наиболее часто встречающаяся формулировка: «Не учёл дорожных условий» (применительно к водителю) даёт возможность манипулировать зависимостью обстоятельств совершения ДТП от состояния дорожного полотна. Например. По нормативам даётся 4 часа на то, чтобы с утра посыпать гололёд песочком. В течение 4 часов дорожники этого не делает, и водитель - грамотный, предусмотрительный, аккуратный, острожный - вылетает на обочину. В качестве причины ДТП сотрудники ДПС записывают: «Не учёл дорожных условий». Хотя в этом случае, на наш взгляд, прямая вина дорожных служб, вовремя не ликвидировавших условия, способствующие возникновению ДТП.
А зачастую дороги просто нет. Машина влетает в яму, и с разорванным колесом её выносит на полосу встречного движения. И даже аккуратный водитель, не желающий гробить технику, не может чувствовать себя в безопасности: объезжая глубокую рытвину, он вынужден двигаться по полосе встречного движения. Заявленные Росавтодором цели, по большому счёту, абсолютно созвучны требованиям автотранспортников. Дороги должны быть комфортными. Это касается качественной разметки, повышающей уверенность вождения. Пешеходные переходы. На участках интенсивного движения транспорта - обязательно подземные или надземные. Разделительные конструкции, практически полностью исключающие самый фатальные ДТП, связанные с выездом на полосу встречного движения.
Понятно, что проблемы качества строительства и эксплуатации дорог нельзя рассматривать в отрыве от проблем финансирования. Есть деньги - есть дороги, нет денег - нет дорог. Если попытаться быть объективным, того объёма работ на трассах, который мы видим сейчас, мы не наблюдали с конца девяностых - начала двухтысячных годов, когда был ликвидирован целевой дорожный фонд. Собственно, катастрофическое состояние автодорог сегодня - это последствия того бездарного, вредительского решения... Тем не менее, сейчас деньги в дороги пошли.
Мы считаем необходимым персонифицировать ответственность владельцев, хозяев автодорог. Существующие нормативно-правовые акты, в том числе принятый в прошлом году Закон Об автомобильных дорогах..., дают возможность уже не только возмущаться состоянием дорог, но и широко использовать рычаги материальной ответственности чиновников и организаций, виновных в ненадлежащем состоянии автодорог. Таких примеров немного, но они уже есть: лучше всяких призывов заделывать ямы действуют судебные иски, предъявляемые дорожникам как автовладельцами, так и страховыми компаниями.
качества дорогОбщественные и профессиональные объединения автотранспортников, автомобилистов не в состоянии (да и не должны!) подменять органы государственной власти в части контроля за строительством, ремонтом и содержанием автодорог. Если деньги разворовываются - есть Счётная палата, прокуратура. Если не соблюдаются технические нормативы и стандарты - есть надзорные органы.
Как ни странно, и вчера, когда дороги разваливались, и сегодня, когда их, слава Богу, начинают реанимировать, у государственной власти достаточно инструментов для контроля. Так, «Наставление по организации работы ГИБДД», прямо указывает сотрудникам ГИБДД на необходимость составлять предписания и акты по ненадлежащему состоянию дорожного покрытия на участках их ответственности, при расследовании обстоятельств ДТП фиксировать техническое состояние автодороги. Так же чётко существующие ГОСТы дают дорожникам вполне определённые сроки на ликвидацию ям, провалов, келейности на автодорогах. Всё это есть, и эти инструменты только необходимо использовать.Как раз здесь помощь общественных организаций будет незаменима. И эта работа — один из тех самых вариантов взаимодействия власти, бизнеса, и гражданского общества, о которых сегодня говорит и власть, и общество...
На дорожное строительство уже выделяются немалые деньги. В дальнейшем их будет ещё больше. И рассматривать проблему, наверное, стоит как минимум с трёх сторон.
Первое. Качественные автодороги - это снижение аварийности, это снижение тяжести последствий ДТП.
Второе. Власти, безусловно, должно быть интересно, как и насколько эффективно расходуются бюджетные деньги.
Профсоюз «Дальнобойщик» будет участвовать в программе «Нет дорогам-убийцам!», в том числе и потому, что уже накопленная информация, и та информация, что будет собираться с помощью профессиональных водителей, позволит реализовать идею действенного общественного контроля за состоянием автодорог. Подкреплённую, кстати, «административным ресурсом в нужном, хорошем смысле такого термина.
Это касается и федеральных дорог, и, что ещё более важно, дорог региональных и местных, где творится полнейший бардак и бесконтрольность.
Отсюда - третье. Общественный контроль за деятельностью чиновников необходим. И осуществлять его никто, кроме нас, не будет.
Водитель легковой машины это всё-таки человек, использующий буквально несколько направлений: дом - работа, работа - дом, дача, может быть, в отпуск куда-то выехал. Водители большегрузного транспорта - это люди, которые колесят по всей России, и к ним стекается, на наш взгляд, наиболее полная и объективная информация о состоянии автодорог.
От того, что в Росавтодоре эти данные, в принципе, есть, радости мало - кому они доступны? Значит, информация, которая пойдёт в органы законодательной и исполнительной власти, в обязательном порядке должна дублироваться.
Более того, профсоюз приложит все силы, чтобы акция партийного проекта «Безопасные дороги» не превратилась в «выпуск пара в свисток.
После заседания рабочей группы многие СМИ с удовольствием повторяли идею координаторов проекта о том, что нерадивых (а правильнее - вороватых) чиновников будут «вызывать на ковёр, что руководителей местных Управдоров, мэров и губернаторов, наиболее отличившихся в плане содержания автодорог, прилюдно награждать неким знаковым «призом - резиновыми сапогами, или колесом от телеги, что, по замыслу, должно характеризовать состояние автодорог на подведомственной территории. Для пиар-акции ход, конечно, выигрышный.
Но профессиональным автомобилистам важен и конкретный результат всей этой деятельности — реальное исправление ситуации с качеством автодорог. А здесь одних резиновых сапог, прибитых к стене кабинета дорожного чиновника, будет маловато...
Что такое персональная ответственность, очень хорошо понятно из этих двух снимков. Внизу - федеральная трасса Колыма, Якутск-Магадан. Великолепная трасса! Зимой её состояние просто невозможно сравнивать с участками автодорог в европейской части России. Подпись к верхнему снимку можно выбирать, ткнув практически наугад в атлас автодорог: это может быть М9 «Балтия, это может быть Ленинградская область, Киров, Орёл, Архангельск...
В чём причина такого разительного отличия? Финансирование ведь везде недостаточное! Комментарий якутских и магаданских водителей был прост и понятен: нас здесь совсем немного, мы все друг друга знаем, и если по вине дорожников в пятидесятиградусный мороз замёрзнет наш товарищ... В общем, административной ответственности ответственный за дорогу чиновник может и не дождаться... Представления о жизни, смерти и совести здесь несколько отличаются от «материковских»... Потому, наверное, состояние магаданской трассы гораздо лучше, чем условноасфальтовая дорога, например, в Тверской области...

Возможно Вас интересуют:


Новый или подержанный автомобиль? Как определиться с выбором? Все за и против.

Как выявить скрытые дефекты при покупке автомобиля

Вождения в городе. Следуйте правилам